СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР
Образовательный портал для подготовки к работам
Окружающий мир для 4 класса
окружающий мир–4
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания 6.2. Наблюдение, измерение, опыт

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 6.2 № 380

Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.

 

Какие измерения и сравнения должен провести Артём, чтобы определить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян?

Источник: Статград: Демонстрационная версия ВПР по окружающему миру 4 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год.

2
Задание 6.2 № 383

Какие измерения и сравнения надо проводить, чтобы сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы?


Николай решил сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы. Для этого он взял два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Николай изготовил фильтры и положил их в воронки. Затем он насыпал в обе воронки одинаковое количество почвенной смеси для комнатных растений и поставил под каждую воронку стакан. В одну воронку он налил 50 мл горячей воды, а в другую — такое же количество холодной воды и стал наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

 

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 21., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 19.

3
Задание 6.2 № 384

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти Маше, чтобы срав­нить ско­рость про­хож­де­ния воды через слои песка и глины?


Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в другую —столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 24., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 9., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 17.

4
Задание 6.2 № 386

Олег проводил опыт, определяющий плавучесть предметов. Он решил выяснить, зависит ли способность предмета держаться на плаву от материала, из которого сделан этот предмет. Для этого он взял пластмассовое яблоко и таких же размеров поделку из пластилина, изображающую яблоко, и поочередно помещал их в сосуд с обычной водой. Яблоко из пластмассы держалось на плаву, а поделка из пластилина опустилась на дно.

 

По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из которого он сделан.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 26.

5
Задание 6.2 № 388

Дмит­рий про­во­дил опыт, чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли вес пред­ме­та на его спо­соб­ность дер­жать­ся на плаву. Он взял два оди­на­ко­вых по форме и раз­ме­ру брус­ка: один де­ре­вян­ный, дру­гой, более лёгкий, из пе­но­пла­ста — и по­ме­стил их в сосуд с водой. Де­ре­вян­ный бру­сок пла­вал, но почти весь на­хо­дил­ся под водой. Бру­сок из пе­но­пла­ста также пла­вал и почти весь на­хо­дил­ся над водой.

 

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, как вли­я­ет вес пред­ме­та на его спо­соб­ность дер­жать­ся на плаву.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 27.

6
Задание 6.2 № 390

Варя про­во­ди­ла на­блю­де­ния за про­рас­та­ни­ем семян го­ро­ха. Чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли влаж­ность на их про­рас­та­ние, она взяла два ста­ка­на, по­ло­жи­ла в каж­дый по де­сять оди­на­ко­вых семян го­ро­ха. Во вто­рой ста­кан она пред­ва­ри­тель­но по­ме­сти­ла мок­рую тря­поч­ку. Оба ста­ка­на Варя оста­ви­ла в клас­се на столе.

 

Какие подсчёты и срав­не­ния нужно про­ве­сти Варе, чтобы опре­де­лить, как влаж­ность вли­я­ет на про­рас­та­ние семян?

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 33., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 8., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 13.

7
Задание 6.2 № 392

Катя про­во­ди­ла на­блю­де­ния за про­рас­та­ни­ем семян го­ро­ха. Чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли почва на их про­рас­та­ние, она взяла два ста­ка­на, по­ло­жи­ла в каж­дый из них де­сять оди­на­ко­вых семян го­ро­ха. При этом в один ста­кан она на­сы­па­ла не­мно­го почвы. Затем в каж­дый из ста­ка­нов она на­ли­ла оди­на­ко­вое не­боль­шое ко­ли­че­ство воды. Ста­ка­ны Катя оста­ви­ла в клас­се и стала на­блю­дать. Вско­ре се­ме­на в ста­ка­нах про­рос­ли.

 

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли на­ли­чие почвы в ста­ка­не на про­рас­та­ние семян.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 34., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 4.

8
Задание 6.2 № 394

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты по про­ра­щи­ва­нию семян пет­руш­ки. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли воз­дух в почве на ско­рость их про­рас­та­ния. В один ста­кан ре­бя­та по­ме­сти­ли почву, взя­тую со школь­ной клум­бы, во вто­рой — глину и по­са­ди­ли в оба ста­ка­на оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство семян пет­руш­ки, ре­гу­ляр­но по­ли­вая их оди­на­ко­вым ко­ли­че­ством воды. Затем по­ста­ви­ли оба ста­ка­на на под­окон­ник и стали на­блю­дать за по­яв­ля­ю­щи­ми­ся рост­ка­ми.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как воз­дух в почве вли­я­ет на ско­рость про­рас­та­ния семян?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

9
Задание 6.2 № 396

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств воды. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли ко­ли­че­ство воды на ско­рость, с ко­то­рой ве­ще­ство рас­тво­ря­ет­ся в этой воде. Ре­бя­та взяли два стек­лян­ных ста­ка­на, в каж­дый ста­кан на­сы­па­ли по сто­ло­вой ложке круп­ной соли. В один ста­кан на­ли­ли хо­лод­ной воды, чтобы она толь­ко по­кры­ла соль, а в дру­гой — пол­ный ста­кан воды той же тем­пе­ра­ту­ры и пе­ре­ме­ща­ли со­дер­жи­мое ста­ка­нов до пол­но­го рас­тво­ре­ния соли.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как ко­ли­че­ство воды вли­я­ет на ско­рость, с ко­то­рой соль пол­но­стью рас­тво­рит­ся в этой воде?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

10
Задание 6.2 № 398

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты по про­ра­щи­ва­нию семян фа­со­ли. Они хо­те­ли вы­яс­нить, как вли­я­ет вода на ско­рость их про­рас­та­ния. В два ста­ка­на ре­бя­та по­са­ди­ли в почву, взя­тую со школь­ной клум­бы, оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство семян фа­со­ли. В один ста­кан они по­са­ди­ли се­ме­на, ко­то­рые пред­ва­ри­тель­но по­дер­жа­ли не­ко­то­рое время в воде, а во вто­рой — сухие се­ме­на. Затем уче­ни­ки по­ста­ви­ли оба ста­ка­на на под­окон­ник и, ре­гу­ляр­но по­ли­вая почву, стали на­блю­дать за по­яв­ля­ю­щи­ми­ся рост­ка­ми.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как пред­ва­ри­тель­ное за­ма­чи­ва­ние семян в воде вли­я­ет на ско­рость их про­рас­та­ния из почвы?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

11
Задание 6.2 № 400

Ученики 4-го класса проводили наблюдения, чтобы определить, как почва влияет на рост и жизнедеятельность деревьев. Они наблюдали за двумя деревцами сосны, одно из которых было посажено в почву в школьном парке, а второе — в кадку, в которую насыпали такую же почву. Кадку установили у входа в здание школы. Оба деревца ребята регулярно поливали.

 

Какие измерения и сравнения нужно провести, чтобы определить. как разные условия выращивания сосен в одинаковой почве влияют на их рост и жизнедеятельность?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

12
Задание 6.2 № 402

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств воды. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли пло­щадь по­верх­но­сти, с ко­то­рой ис­па­ря­ет­ся вода, на ско­рость ис­па­ре­ния. Ре­бя­та взяли два со­су­да оди­на­ко­во­го объёма: вы­со­кую узкую про­бир­ку и низ­кую ши­ро­кую плош­ку. Оба со­су­да по­ста­ви­ли на­гре­вать на спир­тов­ки.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как пло­щадь по­верх­но­сти, с ко­то­рой ис­па­ря­ет­ся вода, вли­я­ет на ско­рость ис­па­ре­ния?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

13
Задание 6.2 № 405

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств воды. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли тем­пе­ра­ту­ра воды на ско­рость, с ко­то­рой одно и то же ве­ще­ство рас­тво­рит­ся в воде. Ре­бя­та взяли два стек­лян­ных ста­ка­на, в один ста­кан на­ли­ли хо­лод­ной воды, в дру­гой — такое же ко­ли­че­ство го­ря­чей воды. В каж­дый ста­кан они бро­си­ли по ку­соч­ку са­ха­ра и пе­ре­ме­ща­ли со­дер­жи­мое ста­ка­нов до пол­но­го рас­тво­ре­ния са­ха­ра.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как тем­пе­ра­ту­ра веды вли­я­ет на ско­рость, с ко­то­рой сахар рас­тво­рит­ся в этой воде?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

14
Задание 6.2 № 407

Уче­ни­ки 4-го клас­са хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли ко­ли­че­ство ве­ще­ства на ско­рость, с ко­то­рой оно рас­тво­ря­ет­ся в в воде. Ре­бя­та взяли два стек­лян­ных ста­ка­на, в один ста­кан на­сы­па­ли сто­ло­вую ложку круп­ной соли, а в дру­гой — две сто­ло­вые ложки.В оба ста­ка­на они на­ли­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство хо­лод­ной воды из-под крана и пе­ре­ме­ша­ли со­дер­жи­мое каж­до­го ста­ка­на до пол­но­го рас­тво­ре­ния соли.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как ко­ли­че­ство ве­ще­ства вли­я­ет на ско­рость, с ко­то­рой оно рас­тво­ря­ет­ся в воде?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

15
Задание 6.2 № 408

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян чечевицы. Они хотели выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян. В два блюдца ребята положили одинаковое количество семян и налили воду так, чтобы она прикрыла семена. Одно блюдце они поставили на подоконник, второе — в тёмный шкафчик и стали наблюдать за появляющимися ростками.

 

Какие измерения и сравнения нужно провести, чтобы определить, как освещённость влияет на скорость прорастания семян?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

16
Задание 6.2 № 410

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств почвы. Они хо­те­ли вы­яс­нить, оди­на­ко­вое ли ко­ли­че­ство пе­ре­гноя со­дер­жит­ся в раз­ных поч­вах. Ре­бя­та взяли два оди­на­ко­вых по раз­ме­ру ко­моч­ка почвы: один — со школь­ной клум­бы, вто­рой — с бе­ре­га реки. Оба об­раз­ца они стали на­гре­вать на спир­тов­ках.

 

Какие на­блю­де­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, оди­на­ко­вое ли ко­ли­че­ство пе­ре­гноя со­дер­жит­ся в об­раз­цах почвы?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

17
Задание 6.2 № 412

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств воды. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­щей среды на ско­рость, с ко­то­рой вода из твёрдого со­сто­я­ния пол­но­стью пе­ре­хо­дит в жид­кое. Ре­бя­та взяли два стек­лян­ных ста­ка­на и в каж­дый по­ло­жи­ли по оди­на­ко­во­му ку­би­ку льда. Один ста­кан они оста­ви­ли на парте, дру­гой по­ста­ви­ли на ба­та­рею.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­щей среды вли­я­ет на ско­рость, с ко­то­рой лёд пол­но­стью пе­ре­хо­дит в жид­кое со­сто­я­ние?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

18
Задание 6.2 № 414

Ва­си­лий про­во­дил опыт для изу­че­ния свойств пла­ва­ю­щих пред­ме­тов. Чтобы вы­яс­нить, как за­ви­сит глу­би­на по­гру­же­ния в воду пла­ва­ю­ще­го пред­ме­та от его веса, он взял глу­бо­кую ке­ра­ми­че­скую та­рел­ку и по­ме­стил её в сосуд с водой. Та­рел­ка пла­ва­ла по по­верх­но­сти воды. После этого он по­ло­жил в та­рел­ку ку­со­чек пла­сти­ли­на и об­на­ру­жил, что та­рел­ка глуб­же по­гру­зи­лась в воду.

 

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, как за­ви­сит глу­би­на по­гру­же­ния пла­ва­ю­ще­го пред­ме­та от его веса.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 25.

19
Задание 6.2 № 416

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, как тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на ско­рость по­яв­ле­ния пле­се­ни.


Алексей проводил наблюдения за появлением плесени на ягодах крыжовника, которые он собрал на своей даче. Чтобы выяснить влияние температуры на развитие плесени, он взял два одинаковых блюдца и положил на каждое по два десятка свежих ягод. Одно блюдце он поместил в тёмный шкаф, а другое убрал в холодильник и стал наблюдать. Через несколько дней Алексей обнаружил, что сначала плесень появилась на ягодах в тёмном шкафу, а спустя ещё некоторое время — на ягодах в холодильнике.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 40., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 11.

20
Задание 6.2 № 418

Вик­тор про­во­дил на­блю­де­ния за рас­тво­ре­ни­ем ве­ществ в воде. Чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли тем­пе­ра­ту­ра воды на ско­рость рас­тво­ре­ния са­ха­ра, он по­ста­вил рядом три оди­на­ко­вых ста­ка­на с водой раз­ной тем­пе­ра­ту­ры. В пер­вом ста­ка­не тем­пе­ра­ту­ра воды была 10 °С; во вто­ром – 40 °С; в тре­тьем – 60 °С. В каж­дый из ста­ка­нов Вик­тор опу­стил по од­но­му оди­на­ко­во­му ку­соч­ку са­ха­ра и стал на­блю­дать за их рас­тво­ре­ни­ем.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти Вик­то­ру, чтобы опре­де­лить, вли­я­ет ли тем­пе­ра­ту­ра на ско­рость рас­тво­ре­ния са­ха­ра?

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 32., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 7.

21
Задание 6.2 № 420

Артём про­во­дил на­блю­де­ния за по­яв­ле­ни­ем пле­се­ни на пло­дах вишни, ко­то­рые он со­брал на своей даче. Чтобы вы­яс­нить, как вли­я­ет пред­ва­ри­тель­ная об­ра­бот­ка ягод на ско­рость по­яв­ле­ния пле­се­ни, он взял два де­сят­ка све­же­со­бран­ных пло­дов вишни, по­ло­ви­ну из ко­то­рых ак­ку­рат­но помыл и вы­су­шил. В одно блюд­це Артём по­ло­жил не­мы­тые плоды, а в дру­гое — пред­ва­ри­тель­но об­ра­бо­тан­ные, то есть вы­мы­тые и вы­су­шен­ные. Оба блюд­ца он по­ме­стил в шкаф и стал на­блю­дать. Через не­ко­то­рое время Артём об­на­ру­жил, что сна­ча­ла пле­сень по­яви­лась на не­мы­тых пло­дах и лишь спу­стя ещё не­ко­то­рое время – на пред­ва­ри­тель­но об­ра­бо­тан­ных.

 

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, как вли­я­ет пред­ва­ри­тель­ная об­ра­бот­ка пло­дов на ско­рость по­яв­ле­ния пле­се­ни.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 37.

22
Задание 6.2 № 422

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты по про­ра­щи­ва­нию семян тыквы. Они хо­те­ли вы­яс­нить, как вли­я­ет вода на про­рас­та­ние семян. На два блюд­ца ре­бя­та по­ло­жи­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство тык­вен­ных семян. В одно блюд­це они на­ли­ли воду так, чтобы она при­кры­ла се­ме­на. Се­ме­на в дру­гом блюд­це оста­ви­ли без воды. Оба блюд­ца по­ста­ви­ли на под­окон­ник и стали на­блю­дать за се­ме­на­ми.

 

Какие на­блю­де­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как вли­я­ет вода на про­рас­та­ние семян?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

23
Задание 6.2 № 425

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты: они хо­те­ли вы­яс­нить, как вли­я­ет вода на ско­рость роста и жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний. Школь­ни­ки по­ста­ви­ли рядом на под­окон­ник два горш­ка, в каж­дом из ко­то­рых про­рос побег нар­цис­са. В одном горш­ке ре­бя­та по­ли­ва­ли цве­ток каж­дый день, во вто­ром — один раз в не­де­лю.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как вода вли­я­ет на ско­рость роста и жиз­не­де­я­тель­ность нар­цис­сов?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

24
Задание 6.2 № 426

Уче­ни­ки 4-го клас­са хо­те­ли вы­яс­нить, все ли ве­ще­ства рас­тво­ри­мы в воде. Ре­бя­та взяли две стек­лян­ные колбы, в одну колбу на­сы­па­ли сто­ло­вую ложку са­хар­но­го песка, а в дру­гую — сто­ло­вую ложку песка с бе­ре­га моря. В обе колбы они на­ли­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство хо­лод­ной воды из-под крана, а затем взбол­та­ли со­дер­жи­мое колб.

 

Какие на­блю­де­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, рас­тво­ри­мы ли ука­зан­ные ве­ще­ства в воде?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

25
Задание 6.2 № 428

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли экс­пе­ри­мент, чтобы опре­де­лить, как тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на ско­рость про­рас­та­ния семян. Ре­бя­та по­ло­жи­ли в два ста­ка­на се­ме­на го­ро­ха и на­ли­ли воду так, чтобы она толь­ко по­кры­ва­ла се­ме­на. Один ста­кан они по­ста­ви­ли в хо­лод­ное тёмное место, вто­рой — в тёплое тёмное место и стали на­блю­дать за по­яв­ля­ю­щи­ми­ся рост­ка­ми.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на ско­рость про­рас­та­ния семян?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

26
Задание 6.2 № 430

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты с целью изу­че­ния свойств воды. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли объём воды на ско­рость, с ко­то­рой вода из жид­ко­го со­сто­я­ния пол­но­стью пе­ре­хо­дит в га­зо­об­раз­ное. Ре­бя­та взяли две колбы с мер­ны­ми де­ле­ни­я­ми. В одну колбу на­ли­ли воды в два раза боль­ше, чем в дру­гую. Обе колбы учи­тель по­ста­вил на­гре­вать на спир­тов­ках.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как объём воды вли­я­ет на ско­рость, с ко­то­рой вода пол­но­стью пе­ре­хо­дит в пар?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

27
Задание 6.2 № 432

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты: они хо­те­ли вы­яс­нить, как вли­я­ет освещённость на рост и жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний. Школь­ни­ки по­ста­ви­ли один гор­шок с про­рос­ши­ми ли­сточ­ка­ми тюль­па­на на под­окон­ник, а вто­рой такой же гор­шок — в тёмный шкаф. Оба цвет­ка ре­бя­та ре­гу­ляр­но по­ли­ва­ли.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как освещённость вли­я­ет на рост и жиз­не­де­я­тель­ность тюль­па­нов?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

28
Задание 6.2 № 434

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты, чтобы опре­де­лить, как вли­я­ет вода на рост и жиз­не­де­я­тель­ность рас­те­ний. Они на­блю­да­ли за двумя клум­ба­ми с оди­на­ко­вы­ми цве­та­ми у входа в зда­ние школы. Цветы на одной клум­бе ре­бя­та ре­гу­ляр­но по­ли­ва­ли, рас­те­ния на дру­гой клум­бе по­лу­ча­ли воду толь­ко за счёт ат­мо­сфер­ных осад­ков.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как вода вли­я­ет на рост и жиз­не­де­я­тель­ность цве­тов на двух клум­бах?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

29
Задание 6.2 № 436

Уче­ни­ки 4-го клас­са про­во­ди­ли опыты по про­ра­щи­ва­нию семян фа­со­ли. Они хо­те­ли вы­яс­нить, вли­я­ет ли воз­дух на ско­рость их про­рас­та­ния. В два ста­ка­на ре­бя­та по­ло­жи­ли оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство семян фа­со­ли, на­ли­ли в каж­дый ста­кан воду так, чтобы она при­кры­ла се­ме­на. В один из ста­ка­нов по­верх воды тон­ким слоем уче­ни­ки на­ли­ли рас­ти­тель­ное масло и стали на­блю­дать за по­яв­ля­ю­щи­ми­ся рост­ка­ми.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти, чтобы опре­де­лить, как воз­дух вли­я­ет на ско­рость про­рас­та­ния семян?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

30
Задание 6.2 № 438

Ученики 4-го класса хотели выяснить, с одинаковой ли скоростью растворимые вещества растворяются в воде. Ребята взяли два стеклянных сосуда и налили в каждый из них одинаковое количество холодной воды. В один сосуд они насыпали столовую ложку пищевой соды, а в другой — столовую ложку стирального порошка. Содержимое обоих сосудов взболтали до полного растворения веществ в воде.

 

Какие измерения и сравнения нужно провести, чтобы определить, с одинаковой ли скоростью вещества полностью растворились в воде?

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

31
Задание 6.2 № 531

В жар­кий сол­неч­ный день Ан­дрей решил про­ве­сти опыт с на­гре­ва­ни­ем воды. Он взял две ёмко­сти: вы­со­кий ме­тал­ли­че­ский кув­шин и ши­ро­кую ме­тал­ли­че­скую миску, налил в них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство хо­лод­ной воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры, за­крыл крыш­ка­ми, вынес на улицу и по­ста­вил обе ёмко­сти рядом друг с дру­гом на солн­це.

Срав­ни усло­вия на­гре­ва­ния воды в ёмко­стях в опи­сан­ном опыте. Под­черк­ни в каж­дой стро­ке одно из вы­де­лен­ных слов.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния в ходе этого опыта дол­жен сде­лать Ан­дрей, чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли форма ёмко­сти на ско­рость на­гре­ва­ния воды?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год, вариант 3.

32
Задание 6.2 № 545

В жар­кий сол­неч­ный день Ка­ри­на ре­ши­ла про­ве­сти опыт с ис­па­ре­ни­ем воды. Она взяла две раз­лич­ные по форме ёмко­сти: ме­тал­ли­че­скую круж­ку и ме­тал­ли­че­скую миску, на­ли­ла в них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство тёплой воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры, вы­нес­ла на улицу и по­ста­ви­ла обе ёмко­сти рядом друг с дру­гом на солн­це.

Срав­ни усло­вия ис­па­ре­ния воды в ёмко­стях в опи­сан­ном опыте. Под­черк­ни в каж­дой стро­ке одно из вы­де­лен­ных слов.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния в ходе этого опыта не­об­хо­ди­мо де­лать Ка­ри­не, чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли форма ёмко­сти на ско­рость ис­па­ре­ния воды в ней?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год, вариант 9.

33
Задание 6.2 № 570

В жаркий солнечный день Алексей решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две одинаковые ёмкости — металлические кастрюли, налил в них различное количество холодной воды одинаковой температуры, закрыл крышками, вынес на улицу и поставил обе кастрюли рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время Алексей измерил температуру воды в обеих кастрюлях. В кастрюле с меньшим количеством воды температура воды оказалась выше.

 

По результатам опыта сделай вывод о том, как влияет количество воды в ёмкости на скорость нагревания воды в ней.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 1.

34
Задание 6.2 № 584

При за­су­ши­ва­нии фрук­тов влага из них ис­па­ря­ет­ся и фрук­ты те­ря­ют вес. Мария ре­ши­ла про­ве­сти опыт с за­су­ши­ва­ни­ем яблок. Она взяла не­сколь­ко яблок, на­ре­за­ла их ку­соч­ка­ми оди­на­ко­вой тол­щи­ны и раз­де­ли­ла по­лу­чив­ши­е­ся ку­соч­ки на две оди­на­ко­вые по весу части. Каж­дую часть Мария раз­ло­жи­ла на от­дель­ном под­но­се и по­ста­ви­ла под­но­сы рядом друг с дру­гом на стол в углу ком­на­ты. Она ре­гу­ляр­но пе­ре­во­ра­чи­ва­ла ку­соч­ки яблок на обоих под­но­сах. Пер­вый под­нос Мария еже­днев­но пе­ре­но­си­ла на под­окон­ник, освещённый солн­цем, на не­сколь­ко часов, а вто­рой всё время оста­вал­ся на столе.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния в ходе этого опыта нужно про­во­дить Марии, чтобы опре­де­лить, как вли­я­ет тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха на ско­рость за­су­ши­ва­ния яблок?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 2.

35
Задание 6.2 № 598

В жар­кий сол­неч­ный день Софья ре­ши­ла про­ве­сти опыт с ис­па­ре­ни­ем воды. Она взяла две оди­на­ко­вые ёмко­сти — ме­тал­ли­че­ские ка­стрюли, на­ли­ла в них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство тёплой воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры, вы­нес­ла их на улицу и по­ста­ви­ла обе ка­стрюли рядом друг с дру­гом на солн­це. В одну из ка­стрюль Софья до­ба­ви­ла ложку рас­ти­тель­но­го масла. Через не­ко­то­рое время Софья об­на­ру­жи­ла, что в ка­стрю­ле, в ко­то­рую было до­бав­ле­но масло, воды оста­лось боль­ше, чем в дру­гой ка­стрю­ле.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет до­бав­ле­ние масла на ско­рость ис­па­ре­ния воды.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 3.

36
Задание 6.2 № 612

Алина ре­ши­ла про­ве­сти опыт с вы­ра­щи­ва­ни­ем га­зо­на. Она вы­де­ли­ла для по­сад­ки два рас­по­ло­жен­ных рядом оди­на­ко­вых участ­ка земли, не за­слонённых от солн­ца ку­ста­ми или де­ре­вья­ми. На обоих участ­ках Алина сняла слой почвы, на­сы­па­ла не­боль­шой слой песка, чтобы вода не за­дер­жи­ва­лась на по­верх­но­сти, и свер­ху на­сы­па­ла раз­рыхлённую почву. При этом на одном из участ­ков Алина до­ба­ви­ла в почву удоб­ре­ния, а на дру­гом нет. Затем она рав­но­мер­но по­се­я­ла на каж­дом из участ­ков се­ме­на травы од­но­го сорта и стала на­блю­дать за её ро­стом.

 

Какие на­блю­де­ния и срав­не­ния не­об­хо­ди­мо про­во­дить Алине, чтобы опре­де­лить, вли­я­ют ли удоб­ре­ния на рост травы?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 4.

37
Задание 6.2 № 626

Ан­дрей решил про­ве­сти опыт с ки­пя­че­ни­ем воды. Он взял две оди­на­ко­вые ёмко­сти — ме­тал­ли­че­ские ка­стрюли, налил в них с по­мо­щью мер­но­го ста­ка­на оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды: в первую ка­стрю­лю го­ря­чую; во вто­рую хо­лод­ную. Затем Ан­дрей за­крыл обе ка­стрюли оди­на­ко­вы­ми крыш­ка­ми и по­ста­вил на две оди­на­ко­вые кон­фор­ки элек­тро­пли­ты, вклю­чив од­но­вре­мен­но оди­на­ко­вый режим на­гре­ва­ния на обеих кон­фор­ках. Через не­про­дол­жи­тель­ное время за­ки­пе­ла вода в пер­вой ка­стрю­ле, а ещё через не­ко­то­рое время — во вто­рой.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет ис­ход­ная тем­пе­ра­ту­ра воды в ёмко­сти на время её за­ки­па­ния.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 5.

38
Задание 6.2 № 640

Вера про­во­ди­ла на­блю­де­ния за про­рас­та­ни­ем семян. Чтобы вы­яс­нить, как влаж­ность вли­я­ет на про­рас­та­ние семян, она взяла два ста­ка­на, по­ло­жи­ла в каж­дый ста­кан по 10 оди­на­ко­вых семян го­ро­ха. На дно од­но­го из ста­ка­нов она по­ло­жи­ла влаж­ную тря­поч­ку. Оба ста­ка­на Вера оста­ви­ла в клас­се на столе и каж­дый день сма­чи­ва­ла тря­поч­ку в одном ста­ка­не не­боль­шим ко­ли­че­ством воды. Через не­сколь­ко дней се­ме­на в ста­ка­не с влаж­ной тря­поч­кой про­рос­ли, а в дру­гом ста­ка­не оста­лись без из­ме­не­ний.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как влаж­ность вли­я­ет на про­рас­та­ние семян.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 6.

39
Задание 6.2 № 654

В жар­кий сол­неч­ный день Тимур решил про­ве­сти опыт с на­гре­ва­ни­ем воды. Он взял две ёмко­сти оди­на­ко­вой формы и од­но­го раз­ме­ра — ме­тал­ли­че­скую и ке­ра­ми­че­скую круж­ки, налил в них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство хо­лод­ной воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры, за­крыл крыш­ка­ми, вынес на улицу и по­ста­вил обе круж­ки рядом друг с дру­гом на солн­це. Через не­ко­то­рое время Тимур об­на­ру­жил, что вода в ме­тал­ли­че­ской круж­ке имеет более вы­со­кую тем­пе­ра­ту­ру.

 

Сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли ма­те­ри­ал, из ко­то­ро­го сде­ла­на ёмкость, на ско­рость на­гре­ва­ния воды в ней. Обос­нуй свой ответ.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 9.

40
Задание 6.2 № 668

Ми­ха­ил про­во­дил на­блю­де­ния за по­яв­ле­ни­ем пле­се­ни на яго­дах кры­жов­ни­ка, ко­то­рые он со­брал на своей даче. Чтобы вы­яс­нить вли­я­ние тем­пе­ра­ту­ры на раз­ви­тие пле­се­ни, он взял два оди­на­ко­вых блюд­ца и по­ло­жил на каж­дое блюд­це по 10 све­жих ягод. Одно блюд­це он по­ме­стил в ку­хон­ный шкаф, а дру­гое убрал в хо­ло­диль­ник и стал на­блю­дать. Через не­сколь­ко дней Ми­ха­ил об­на­ру­жил, что сна­ча­ла пле­сень по­яви­лась на яго­дах в ку­хон­ном шкафу, а спу­стя ещё не­ко­то­рое время – на яго­дах в хо­ло­диль­ни­ке.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на ско­рость по­яв­ле­ния пле­се­ни.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 10.

41
Задание 6.2 № 682

Владислав проводил наблюдения за растворением веществ в воде. Он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды: в один стакан горячую, в другой холодную. В каждый стакан он положил по одному кусочку сахара. Оба стакана Владислав поставил на стол и стал наблюдать за растворением сахара.

 

Какие измерения и сравнения в ходе этого опыта нужно проводить Владиславу, чтобы определить, как влияет температура воды на скорость растворения сахара в ней?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 11.

42
Задание 6.2 № 696

Ни­ки­та про­во­дил на­блю­де­ния за по­яв­ле­ни­ем пле­се­ни на пло­дах сливы, ко­то­рые он со­брал на своей даче. Чтобы вы­яс­нить, как вли­я­ет освещённость на раз­ви­тие пле­се­ни, он взял два оди­на­ко­вых блюд­ца и по­ло­жил на каж­дое блюд­це по 10 оди­на­ко­вых све­жих пло­дов. Одно блюд­це он по­ме­стил в ку­хон­ный шкаф, а дру­гое оста­вил на ку­хон­ном столе у окна и стал на­блю­дать. Через не­сколь­ко дней Ни­ки­та об­на­ру­жил, что сна­ча­ла пле­сень по­яви­лась на пло­дах в ку­хон­ном шкафу, а спу­стя ещё не­ко­то­рое время — на пло­дах, ко­то­рые были на столе.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как освещённость вли­я­ет на ско­рость по­яв­ле­ния пле­се­ни.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 18.

43
Задание 6.2 № 710

Сте­пан решил про­ве­сти опыт с та­я­ни­ем льда. Он до­стал из мо­ро­зиль­ни­ка оди­на­ко­вые ку­соч­ки льда, при­го­тов­лен­ные с по­мо­щью спе­ци­аль­ной формы, и по­ло­жил не­сколь­ко ку­соч­ков в ка­стрю­лю с хо­лод­ной водой и столь­ко же ку­соч­ков в ка­стрю­лю с таким же ко­ли­че­ством го­ря­чей воды. Через не­ко­то­рое время лёд в го­ря­чей воде рас­та­ял. Позже рас­та­ял лёд в хо­лод­ной воде.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет тем­пе­ра­ту­ра воды на ско­рость та­я­ния льда, по­гружённого в эту воду.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 7., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 1.

44
Задание 6.2 № 724

Ти­мо­фей про­во­дил на­блю­де­ния за пла­ву­че­стью пред­ме­тов. Он взял две оди­на­ко­вые по раз­ме­ру ёмко­сти, налил в каж­дую из них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры. В одной из ёмко­стей он рас­тво­рил в воде столь­ко по­ва­рен­ной соли, что вода стала солёной на вкус. В каж­дую ёмкость Ти­мо­фей опу­стил по од­но­му яйцу оди­на­ко­во­го раз­ме­ра и уви­дел, что в прес­ной воде яйцо опу­сти­лось на дно ёмко­сти, а в солёной оста­лось на плаву.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как пла­ву­честь пред­ме­та за­ви­сит от солёности воды.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 8.

45
Задание 6.2 № 738

Какие на­блю­де­ния нужно про­во­дить Ка­ри­не, чтобы вы­яс­нить, как вли­я­ет освещённость участ­ка на рост травы?


Карина решила провести опыт с выращиванием газона. Она выделила для посадки два расположенных рядом одинаковых участка земли. Один из участков весь день освещался солнцем, а другой был заслонён от солнца кустами и деревьями. На каждом из участков Карина сняла слой почвы, насыпала небольшой слой песка, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и сверху насыпала специальный садовый грунт. После этого Карина равномерно посеяла на каждом из участков семена травы одного сорта. Во время опыта уход за участками был одинаковым.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 12., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 6., ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 25.

46
Задание 6.2 № 752

Олеся ре­ши­ла про­ве­сти опыт с ки­пя­че­ни­ем воды. Она взяла две оди­на­ко­вые по форме ёмко­сти — ме­тал­ли­че­ские ка­стрюли, на­ли­ла в них с по­мо­щью мер­но­го ста­ка­на оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство хо­лод­ной воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры. Затем Олеся за­кры­ла одну из ёмко­стей крыш­кой, а дру­гую оста­ви­ла от­кры­той и по­ста­ви­ла на две оди­на­ко­вые кон­фор­ки элек­тро­пли­ты, вклю­чив од­но­вре­мен­но оди­на­ко­вый режим на­гре­ва­ния на обеих кон­фор­ках. Через не­про­дол­жи­тель­ное время за­ки­пе­ла вода в пер­вой ка­стрю­ле, а ещё через не­ко­то­рое время — во вто­рой.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет на­ли­чие крыш­ки на время за­ки­па­ния воды в ёмко­сти.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 13.

47
Задание 6.2 № 766

Ольга про­во­ди­ла на­блю­де­ния за про­рас­та­ни­ем семян. Чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли тем­пе­ра­ту­ра на про­рас­та­ние семян, она взяла два ста­ка­на, по­ло­жи­ла в каж­дый из них влаж­ную тря­поч­ку и по 10 оди­на­ко­вых семян го­ро­ха. Один из ста­ка­нов она убра­ла в хо­ло­диль­ник, а дру­гой — в ку­хон­ный шкаф и стала на­блю­дать, не за­бы­вая каж­дый день сма­чи­вать тря­поч­ки в обоих ста­ка­нах не­боль­шим ко­ли­че­ством воды. Вско­ре Ольга об­на­ру­жи­ла, что в ста­ка­не, ко­то­рый на­хо­дил­ся в шкафу, се­ме­на про­рос­ли, а в хо­ло­диль­ни­ке нет.

 

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на про­рас­та­ние семян.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 14.

48
Задание 6.2 № 780

В жар­кий сол­неч­ный день Алёна ре­ши­ла про­ве­сти опыт с ис­па­ре­ни­ем воды. Она взяла две оди­на­ко­вые по форме ёмко­сти — ме­тал­ли­че­ские ка­стрюли, на­ли­ла в них оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство тёплой воды оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ры и по­ста­ви­ла одну ка­стрю­лю на освещённое солн­цем место, а дру­гую в про­хлад­ное те­ни­стое место. Через не­ко­то­рое время Алёна за­ме­ти­ла, что в ка­стрю­ле, на­хо­дя­щей­ся на солн­це, воды оста­лось мень­ше, чем в ка­стрю­ле, на­хо­дя­щей­ся в тени.

 

Сде­лай вывод о том, как вли­я­ет тем­пе­ра­ту­ра окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха на ско­рость ис­па­ре­ния воды.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 15.

49
Задание 6.2 № 794

Ма­ри­на ре­ши­ла вы­яс­нить, как при­род­ные ма­те­ри­а­лы про­пус­ка­ют воду. Для этого она взяла два оди­на­ко­вых стек­лян­ных ста­ка­на, две во­рон­ки и две бу­маж­ные сал­фет­ки. Из бу­маж­ных сал­фе­ток Ма­ри­на из­го­то­ви­ла филь­тры, по­ло­жи­ла их в во­рон­ки и вста­ви­ла во­рон­ки в ста­ка­ны. Затем в одну во­рон­ку с филь­тром она на­сы­па­ла сто­ло­вую ложку реч­но­го песка, а в дру­гую во­рон­ку — сто­ло­вую ложку ис­толчённой глины. В каж­дую во­рон­ку она на­ли­ла по пять сто­ло­вых ложек воды и стала на­блю­дать за про­хож­де­ни­ем воды через слои песка и глины.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния надо про­во­дить Ма­ри­не, чтобы опре­де­лить, какой ма­те­ри­ал — реч­ной песок или глина — быст­рее про­пус­ка­ет воду?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 16.

50
Задание 6.2 № 808

По­ли­на ре­ши­ла про­ве­сти опыт с рас­тво­ри­мо­стью соли в воде. Чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли ко­ли­че­ство соли на ско­рость её рас­тво­ре­ния, она взяла два оди­на­ко­вых про­зрач­ных ста­ка­на, за­пол­ни­ла их на­по­ло­ви­ну тёплой водой с тем­пе­ра­ту­рой 40 °С. В пер­вый ста­кан По­ли­на на­сы­па­ла одну чай­ную ложку соли, а во вто­рой — три чай­ные ложки. Оба ста­ка­на она оста­ви­ла на столе и стала на­блю­дать за рас­тво­ре­ни­ем соли.

 

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти По­ли­не, чтобы опре­де­лить, как ко­ли­че­ство соли вли­я­ет на ско­рость её рас­тво­ре­ния?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год. Вариант 17.

51
Задание 6.2 № 926

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния надо про­во­дить Артёму, чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли укры­ва­ние мар­лей на ско­рость за­су­ши­ва­ния яблок?

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 26.

52
Задание 6.2 № 956

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как за­ви­сит ско­рость за­су­ши­ва­ния яблок от тол­щи­ны ку­соч­ков, на ко­то­рые они по­ре­за­ны.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 2.

53
Задание 6.2 № 971

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли на­ли­чие света на про­рас­та­ние семян.


Лена проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли наличие света на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, другой убрала в тёмный шкаф и стала наблюдать. Вскоре Лена обнаружила, что семена проросли в обоих стаканах

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 3.

54
Задание 6.2 № 1001

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет ко­ли­че­ство на­хо­дя­щей­ся в ёмко­сти воды на ско­рость её на­гре­ва­ния.


В жаркий солнечный день Алексей решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две одинаковые ёмкости — металлические кастрюли, налил в них различное количество холодной воды из-под крана, закрыл крышками, вынес их на улицу и поставил обе кастрюли рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время Олег измерил температуру воды в обеих кастрюлях. В кастрюле с меньшим количеством воды температура воды оказалась выше.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 5.

55
Задание 6.2 № 1076

На ос­но­ве опи­сан­но­го опыта сде­лай вывод о том, как по­вли­я­ло ко­ли­че­ство на­ли­той воды на ско­рость та­я­ния льда.


Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 10.

56
Задание 6.2 № 1106

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, каким об­ра­зом тем­пе­ра­ту­ра вли­я­ет на про­рас­та­ние семян.


Ольга проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить,влияет ли температура на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, накрыв коробкой, а другой убрала в холодильник и стала наблюдать. Вскоре Ольга обнаружила, что в стакане на столе в классе семена проросли, а в холодильнике нет.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 12.

57
Задание 6.2 № 1136

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как за­ви­сит ско­рость за­су­ши­ва­ния яблок от тол­щи­ны ку­соч­ков, на ко­то­рые они по­ре­за­ны.


При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Мария решила провести опыт с засушиванием яблок. Она взяла несколько яблок, нарезала их кусочками одинаковой толщины и разделила получившиеся кусочки на две одинаковые по весу части. Каждую часть Мария разложила на отдельном подносе и поставила подносы рядом друг с другом на стол в углу комнаты. Она регулярно переворачивала кусочки яблок на обоих подносах. Первый поднос Мария ежедневно переносила на подоконник, освещённый солнцем, на несколько часов, а второй всё время оставался на столе.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 14.

58
Задание 6.2 № 1151

На ос­но­ве опи­сан­но­го опыта сде­лай вывод о том, как по­вли­я­ло ко­ли­че­ство на­ли­той воды на ско­рость та­я­ния льда


Михаил решил провести опыт с таянием льда. Он достал из морозильника два одинаковых кусочка льда, приготовленных с помощью специальной формы, и положил каждый из них в отдельный стеклянный стакан. В один из стаканов Михаил налил небольшое количество воды комнатной температуры, а другой наполнил до краёв такой же водой. Через некоторое время растаял кусочек льда в стакане, полном воды. Позже растаял лёд в стакане с меньшим количеством воды.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 15.

59
Задание 6.2 № 1166

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли на­ли­чие почвы в ста­ка­не на про­рас­та­ние семян.


Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 16.

60
Задание 6.2 № 1196

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли освещённость на ско­рость рас­тво­ре­ния соли.


Лиза проводила наблюдения за растворением соли в воде в разных условиях. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость сосуда на скорость растворения соли в нём, она взяла два одинаковых стакана ёмкостью 200 мл из прозрачного стекла. Наполнив их водой одинаковой температуры, она насыпала в каждый из них по одной чайной ложке поваренной соли. Один стакан Лиза поставила под лампу дневного света, а другой – в тёмный шкаф. Через одинаковое непродолжительное время соль в обоих стаканах растворилась.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 18.

61
Задание 6.2 № 1226

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния надо про­во­дить Артёму, чтобы вы­яс­нить, вли­я­ет ли укры­ва­ние мар­лей на ско­рость за­су­ши­ва­ния яблок?


При засушивании фруктов влага из них испаряется и фрукты теряют вес. Мария решила провести опыт с засушиванием яблок. Она взяла несколько яблок, нарезала их кусочками одинаковой толщины и разделила получившиеся кусочки на две одинаковые по весу части. Каждую часть Мария разложила на отдельном подносе и поставила подносы рядом друг с другом на стол в углу комнаты. Она регулярно переворачивала кусочки яблок на обоих подносах. Первый поднос Мария ежедневно переносила на подоконник, освещённый солнцем, на несколько часов, а второй всё время оставался на столе.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 20.

62
Задание 6.2 № 1241

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния надо сде­лать Ан­то­ну, чтобы опре­де­лить, вли­я­ет ли ма­те­ри­ал, на ко­то­ром лежит лёд, на ско­рость его та­я­ния?


Антон решил дома провести опыт с таянием льда. Для этого он взял два одинаковых кусочка льда, которые приготовил в морозильнике с помощью специальной ячеистой формы для льда. Один кусочек он положил на стеклянное блюдце и поставил блюдце на стол, а другой – на деревянную дощечку и положил её на стол рядом блюдцем

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 21.

63
Задание 6.2 № 1256

По ре­зуль­та­там опыта сде­лай вывод о том, как вли­я­ет ко­ли­че­ство на­хо­дя­щей­ся в ёмко­сти воды на ско­рость её на­гре­ва­ния.


В жаркий солнечный день Алексей решил провести опыт с нагреванием воды. Он взял две одинаковые ёмкости — металлические кастрюли, налил в них различное количество холодной воды из-под крана, закрыл крышками, вынес их на улицу и поставил обе кастрюли рядом друг с другом на солнце. Через некоторое время Олег измерил температуру воды в обеих кастрюлях. В кастрюле с меньшим количеством воды температура воды оказалась выше.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 22.

64
Задание 6.2 № 1271

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­та сде­лай вывод о том, вли­я­ет ли на­ли­чие света на про­рас­та­ние семян.


Лена проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли наличие света на прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них влажную тряпочку и по десять одинаковых семян гороха. Один из стаканов она оставила в классе на столе, другой убрала в тёмный шкаф и стала наблюдать. Вскоре Лена обнаружила, что семена проросли в обоих стаканах.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 23.

65
Задание 6.2 № 1286

Какие из­ме­ре­ния и срав­не­ния нужно про­ве­сти Маше, чтобы срав­нить ско­ро­сти про­хож­де­ния воды через слой песка и слой почвы?


Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в другую —столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

Источник: ВПР по окружающему миру 4 класс 2019 год. Вариант 24.

Пройти тестирование по этим заданиям